Первый русский город в Сибири
Тюме́нь — первый русский город в Сибири, административный центр Тюменского района, административный центр Тюменской области. На 1 апреля 2015 года численность населения Тюмени составляла 701,3 тыс. жителей.

Заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом с татарским селением Чимги-Тура. Достоверных сведений о названии города нет. В русских летописях XVI в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки», «низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тысяч человек племени.

Через столетие после основания в Тюмени проживало около 2 тысяч человек. В октябре 1695 г. деревянный город сгорел, после этого стало развиваться каменное строительство. Из каменных сооружений того времени сохранился комплекс зданий Троицкого монастыря. В 2016 году Свято-Троицкому монастырю исполнится 400 лет.

В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Широкое развитие получили кузнечное, колокольное, мыловаренное производства.

В 1763 году здесь проживали 6593 человека, из которых 317 были ремесленниками. В этот период Тюмень получила известность выделкой кож. Их обрабатывали в маленьких мастерских, расположившихся на берегу реки Туры. Кожу и изделия из неё везли на Ирбитскую ярмарку, поставляли в армию, продавали за границу.

В 1836 г. в Тюмени был спущен первый в Сибири пароход. Экономическое значение Тюмени с развитием пароходства и с постройкой в 1885 г. железной дороги возросло. К концу XIX века в городе хорошо было развито судостроение. В 1913 г. в Обь-Иртышском бассейне ходило 191 паровое судно, 135 из которых были собраны в Тюмени. Развивались лесная, рыбная, консервная промышленность, ковроткацкое производство, гужевой транспорт.

К началу ХХ в. число жителей города достигло 30 тысяч.

Тюмень была и крупным перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири. В Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов, в том числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и другие предприятия. Промышленный рост Тюмени отрезал жилую застройку от берегов Туры и предопределил линейный характер развития города в направлении западных окраин и на юго-восток — к железной дороге.

С 1709 г. Тюмень входила в состав Сибирской гy6ернии, с 1782 — Тобольского наместничества, с 1796 — Тобольской гy6ернии. В 1918–22 гг. она была центром Тюменской гy6ернии, в 1923–33 — центром Тюменского округа в составе Уральской области, в 1934 г. — центром обширной Объ-Иртышской области, а в 1935–44 гг. — в составе Омской области.

14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени.

Открытие месторождений нефти и газа на территории области в 1960-1970 годах стало новой страницей в истории Тюмени. В 1966 году начато строительство железной дороги Тюмень—Тобольск—Cургут—Нижневартовск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия начали работать на нефтегазовый комплекс. В это время в городе построены новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения.

В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 открыт университет (до этого — пединститут). В настоящее время тысячи студентов обучаются примерно по 120 специальностям в 15 высших учебных заведениях. В областном центре располагаются несколько десятков научно-исследовательских и проектных институтов.

Фундаментальная наука представлена Институтом криосферы Земли и Институтом проблем освоения Севера, которые входят в структуру Сибирского отделения РАН. Прикладная наука ориентирована на нужды нефтегазового комплекса. Её лидерами являются «СургутНИПИнефть» (Тюменское отделение), ТюменНИИгипрогаз, Гипротюменнефтегаз, Тюменнефтегеофизика (компания Интегра), Институт «Нефтегазпроект», СибНАЦ, Сибнефтеавтоматика (Группа ГМС).

Современная Тюмень — это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, мосты, расширены улицы, вступила в строй новая ТЭЦ, старая переведена на природный газ. Главными воздушными воротами города является международный аэропорт «Рощино». Тюмень — железнодорожный узел на Транссибирской магистрали, от которой здесь ответвляется линия на Тобольск, Сургут, Нижневартовск. От города расходятся железнодорожные ветки на Екатеринбург, Новый Уренгой, Нижневартовск, Омск.