журналист, директор студии MAMONTOV PRODUCTION
Известный тележурналист, автор множества документальных фильмов, в том числе и о событиях Великой отечественной войны, два года назад он ушел с телевидения в «свободное плавание» и создал собственную студию. В сентябре в одном из кинотеатров Тюмени состоялся пилотный показ триллера «Эвакуация» от MAMONTOV PRODUCTION. По сюжету, опасный вирус превращает людей в зомби на территории Западной Сибири.
В вашем послужном списке — цикл, посвященный участию сибиряков в Великой Отечественной войне, документальные работы о тюменских поисковых отрядах. Как случился переход от серьезных передач и документальных фильмов к игровому кино?

Когда я работал на телевидении, я постоянно думал о собственном проекте. Я думал, это будет серьезный документальный фильм, достойный федерального канала, либо игровое кино. Но это была такая... Мечта с большой буквы. А в ближайшей перспективе просто хотелось заниматься своим делом, целиком погрузиться в хаос, сопровождающий продакшн. Позже, уже утвердившись на рынке, мы стали делать ролики с участием актеров, и это был еще один интересный опыт. В общем, однажды мы решили, что уже можно пробовать снять кино.

У вас есть специальное образование?

Еще в 2010 году я прошел курсы продюсеров NewYork Film Academy в Москве, организованные Высшей школой экономики, с прекрасными кураторами — например, с Полом Брауном, одним из сценаристов «Секретных материалов». Эти курсы буквально перевернули мой мир с ног на голову. И совсем недавно, специально для того, чтобы реализовать «Эвакуацию», я отучился на дистанционных курсах сценарного мастерства Cinemotion_lab.

Как отреагировали тюменцы на премьеру пилотного эпизода «Эвакуации»? Была обратная связь?

Ну да, нам сказали, что зомби у нас не страшные. На самом деле у нас не было задачи делать их слишком страшными, потому что, хотя мы и акцентировали на них внимание в пресс-релизах, фильм не про зомби. Он в первую очередь о людях, попавших в экстремальную ситуацию. О том, как они пытаются спастись, выбирают союзников и врагов, ищут ответы. У нас по сюжету есть такие вымышленные персонажи — сибирские моральники. Они заражены, но обладают иммунитетом, поэтому из зоны выезжать не собираются: «Это наша земля, мы тут умрем». Этакие сепаратисты. Когда фильм был уже на стадии монтажа, началась ситуация в Украине. Актер Саша Кусков, игравший одну из главных ролей, сказал, что сейчас самое время показывать «Эвакуацию». В фантастическом сюжете люди увидят реальность.

Что будет дальше с проектом?

Есть идея сериала. Мы сняли пилотный эпизод, и наша задача донести его до потенциальных продюсеров. Которые могут находиться в любой точке земного шара — хоть в Москве, хоть в Сербии.

Феномен тюменского кино существует?

Сложно сказать. Потому что не совсем понятно, что считать кино — любой завершенный проект или фильм, вышедший в широкий прокат? Когда говорят про тюменское кино, у меня всплывают в памяти два имени — Константин Одегов, в фильмах которого снимались отечественные звезды первой величины, и «Бегство рогатых викингов», совместный проект Ильи Белостоцкого и Владислава Крапивина, попытка снять фильм без денег. Но вообще провинциальное кино делится на периоды до и после цифровых технологий. Сегодня у нас есть буквально все в техническом плане. Нам не надо лететь в Москву, чтобы записать хороший звук, а качественно отснять материал можно на фотоаппарат или телефон. Самое важное — люди. Чтобы кино получилось — не важно, в провинции или в столице — минимум 70 процентов команды должны быть профессионалами. Один я не потянул бы ни «Эвакуацию», не другой наш проект — юмористический мини-сериал «Реcепшн». В нашей студии работают Анна Скорнякова, тоже пришедшая с телевидения, Антон Марамыгин, оператор, монтажер и режиссер в одном лице, Вадим Панфилов, креативный оператор, замечательный режиссер монтажа Сергей Новокрещенных, Иван Иванчев, отвечающий за звук... Кстати, Антон Марамыгин снимал «Мою прекрасную няню» в Москве. Он подсказал нам отличное решение для работы со светом: оказалось, обычный пенопласт в умелых руках буквально творит чудеса.

Однако, за время работы на телевидении вы набрали достаточно материала для военной драмы, а не для фильма про зомби.

Конечно. Сериалы — это обкатка наших кинотехнологий. Следующий этап — военная драма, посвященная Второй ударной армии. Это будет игровое кино о событиях, произошедших в 1942 году в новгородских болотах. Про Вторую ударную уже был документальный фильм с включением игровых сцен авторства журналиста Алексея Пивоварова. Но эта работа была в основном посвящена генералу Власову. Я же хочу сделать акцент на солдатах — на том, в каком аду они оказались. Это были очень тяжелые условия, когда на людей давило сразу несколько факторов: голод, страх, отсутствие вооружения, безысходность. Каждый отвечал на внутренний вопрос: «За что ты воюешь? За Родину, которая тебя бросила?». Были, конечно, предательства, дезертирство, малодушие. Но в основном бойцы армии проявили совершенно беспрецедентное мужество. Все же в людях тех лет был какой-то стержень, свечение, искра. Простой пример: последний день окружения, немцы близко, а в армии выходит газета, поддерживающая боевой дух солдат. Мы держали ее в руках... Этот проект с каждым днем все актуальнее — уже в этом году мы приступим к конкретному планированию. Моя задача — побыстрее определиться со сценарием.

Зачем поехали в поисковую экспедицию в первый раз?

Это был своеобразный вызов. Артур Ольховский возил в Долину Смерти только тех, кто прошел специальную подготовку — и физическую, и психологическую. А мы с моим другом Павлом Лопаревым были в то время первокурсниками. Этакие мальчики-зайчики. Скакали на сцене, играли в КВН. Я вообще не большой любитель походов, отдыха у костра и песен под гитару. В общем, мы никогда себя не представляли солдатами. Но когда Ольховский объявил в 1998 году, что в этот раз можно поехать всем, не только подготовленным, мы сказали «Конечно!». Нас больше захватывала идея попасть в это закрытое сообщество, чем тема войны. А потом я прочитал историю Второй ударной, и понял: мне сложно осознать, что до сих пор целая армия лежит под землей. Как это возможно вообще. Так эта тема меня зацепила.

Были ценные находки?

Да. Я ездил в экспедиции восемь лет. Сначала рядовым поисковиком, потом командиром отряда. И в последней экспедиции — в 2006 году — поднял два солдатских медальона. Правда, один был пустой, а в другом были перья для ручек. Многие солдаты ведь или не заполняли эти вкладыши из-за суеверий, или теряли их. Два медальона в одном раскопе — это редкость. Мне один товарищ сказал тогда: «Ну все, Ромка, ты нашел медальон, больше уже, наверное, не поедешь с нами». Вроде как миссия выполнена. Так и случилось — на следующий год у меня родился сын, я ушел с постоянной работы в свободное плавание, и не ездил в экспедиции восемь лет. Но в этом году планирую поехать снова.

Найти медальон — действительно миссия?

В детстве я читал книгу «Герои земли Тюменской». Там были рассказы ветеранов о войне, очень выверенные, отредактированные. Поэтому в моем детском воображении война была чем-то прикольным. Приключением. А потом спустя много лет я попал в Долину Смерти и понял, что это совсем не прикольно. В Долине тебя начинает интересовать история конкретного человека. Что было у него в голове, когда он шел? Идешь, слышишь звук своих сапог и думаешь: а ведь он точно также слышал свои шаги. И также, как ты, боялся: там ночью реально страшно. Когда ты работаешь в Долине, то буквально идешь по стопам бойца. Идешь по болоту, снизу вода, сверху дождь. Копаешь и ничего не находишь. Монотонность и тяжесть работы вгоняет в состояние оцепенения: перестаешь понимать, что ты вообще здесь делаешь. Но когда находишь медальон — все становится на свои места. Ты за этим сюда ехал. Вот здесь он был, этот солдат, здесь он погиб. Он был настоящим. И как-то внезапно оказывается, что эта история — отчасти про тебя.

Ваша студия называлась Parom Travel Media. В этом году вы решили сделать ребрендинг и назвать ее своим именем.

Да, мы долго принимали это решение. Друзья давно говорили: «Тебя знают, это должно сработать». Но у меня всегда был какой-то барьер. А сейчас я думаю: это правильный ход. Еще и потому что это очень большая ответственность и за себя, и за команду. Мы уже не можем делать свою работу плохо, потому что это не какой-то безымянный монтажер накосячил, а конкретный человек, вот его имя, в названии студии. Известность в небольшом городе — палка о двух концах. И это надо понимать. Если тебя начинают узнавать в автобусах, значит рано или поздно смогут спросить за твою работу.

Как чувствуете себя в роли бренда? Вы вообще тщеславный человек?

Я иногда преподаю в университете и спрашиваю студентов, зачем они хотят попасть на телевидение. И если кто-то говорит «Я хочу быть знаменитым!» я отвечаю: «Молодец». Потому что если идешь в публичную профессию, мечтать о славе — это нормально.

Текст: Наталья Фоминцева
Интересное в рубрике:
Это с его легкой руки некогда лаконичные холлы огромного здания отеля наполнились артефактами и задышали уютом старой до...
Вся ее рабочая биография связана с французским языком. Она много раз стажировалась во Франции и знает ее как...
Известная шутка про альпинистов, которые покоряют горы, просто потому что видят их, прекрасно отражает характер Александра Ан...
После нескольких лет службы пожарный обзаводится собственной картой города, но не бумажной и не электронной. В памяти...
Она из тех, кто займется любимым делом даже если высадить ее на Луне — найдет кого обучать и воспит...

Мальчик из челябинского Нязепетровска Коля мечтал о Кавказе — о крае сильных духом всадников. А вот...