![](/upload/iblock/393/393667fe99e3142e6fcfedf53a2de0e6.jpg)
предприниматель
Известная шутка про альпинистов, которые покоряют горы, просто потому что видят их, прекрасно отражает характер Александра Андросова. В Тюмени одним он известен как директор рекламной компании «Вертикальный мир» и цеха интерьерной печати «Клякса», другим — как бывший танцор-народник или кавээнщик, а кому-то даже как переводчик с китайского. Словом, в чем бы не пробовал себя, везде стремится «водрузить победный флаг». И в любом деле только один мотив — сделать, потому что другим такое не под силу.
Вы начинали с промышленного альпинизма, но ни в одном интервью не рассказывали о том, как в эту сферу попали?
Я родом из Омской области, жил там в поселке, и когда приехал в Тюмень, обалдел от возможностей. Сразу записался в школу танцев, театральный кружок, но отец сказал мне: «Займись спортом, иди на скалолазание». Для меня это был темный лес, но все-таки записался в клуб «Алькор». В это время я уже учился на экономиста, и примерно через год после начала тренировок понял, что на альпинизме можно зарабатывать: в студенческие годы мы с друзьями мыли окна за деньги. На тот момент в Тюмени была единственная компания, оказывающая подобные услуги, то есть конкурентов практически не было. Цены были космические: за месяц студентом я мог столько заработать, что год потом жил без забот.
Через два года я уже сколотил вокруг себя единомышленников, одноклубников, с которыми мы так халтурили. В основном это была мойка, а потом появились брендмауэры. Практически никто не знал, как их вешать. Мы были первыми в городе, кто это освоил. На четвертом курсе я решил все-таки сделать из этого бизнес. Открыл ИП, набрал людей, мы придумали логотип и обросли заказчиками. Так я 12 лет отработал в компании «Вертикальный мир»: мы обслуживали практически все рекламные компании. Девиз у нас был такой: «Вешаем все, что выше первого этажа».
![](http://savepic.ru/14501785.jpg)
Как и почему вообще приехали в Тюмень?
Мой брат приехал сюда в 1996 году, а мне оставалось учиться в школе еще три года. Я жил с дедушкой и бабушкой, и родители мне поставили условие: «Хоть одна тройка в четверти — собираешь манатки и едешь в Тюмень». Однажды я приехал посмотреть на город, увидел, какой он страшный был тогда по сравнению с Омском: цирк-шапито, жуткий центральный парк. «Боже мой, — подумал я. — Не дай бог мне тройку получить!». Отучился на хорошо и отлично, и поскольку занимался народными танцами профессионально, хотел быть либо режиссером, либо хореографом. Но мы с отцом сели, вместе посчитали, сколько я буду зарабатывать в качестве профессионального танцора или даже руководителя ДК. Выходила не очень радужная сумма, в итоге я все-таки поехал в Тюмень. Отучился на экономиста по международным делам в ТюмГУ. Через год взял «академ» и уехал в Китай учить язык. И вот только вернувшись, увидел, как Тюмень стала преображаться. А когда еще и деньги начал зарабатывать, то вообще понял, что здесь хороший город, и непаханое поле возможностей.
Но все-таки я шесть лет оттарабанил в народном танцевальном коллективе ТюмГУ, на студвеснах в разных номинациях, играл в высшей лиге КВН. Думаю, мне этого творчества не хватало, если бы я где-то в офисе сидел. А с нынешней работой есть возможность его применить.
Расскажите про опыт жизни в Азии. Почему выбрали Китай?
Сработал тот же принцип, что и всегда у меня. В университете нужно было учить второй иностранный язык. Я зашел в группу по китайскому, увидел, что там два человека, и понял — никакой конкуренции. Сделаю недостижимое — выучу китайский.
В итоге в Китае я выучил язык, преподавал русский студентам, работал живым манекеном в витрине магазина, снимался в кино, изучал боевые искусства. А все потому что на тот момент там почти не было русских — у нас было много возможностей. В Тюмени я потом даже подрабатывал переводчиком, ездил с некоторыми бизнесменами в Китай.
В одном из интервью вы рассказывали, как хотели там бизнес начать, но поняли, что конкуренция слишком серьезная.
Там не было проблемой найти работу — знание английского и китайского открывает многие двери. А супруга парикмахер, и ей даже предлагали помещение для салона, потому что местные мастера не умеют работать с волосами европейцев. Сначала мы обрадовались, что сможем заниматься любимым делом и жить в Азии, которую обожаем. А потом поняли, что переезд в Китай будет проблемой для детей — на тот момент мы как раз планировали второго ребенка. Дети экспатов там не знают, что такое 9 мая, пасхальный кулич, кто такая Баба Яга. Культурные корни быстро теряются, если их намеренно не поддерживать. Поэтому мы решили не переезжать. Но и сейчас жизнь моя тесно связана с Азией, жена просто влюблена в Китай.
Как промышленный альпинизм трансформировался в рекламную компанию?
За 12 лет в «Вертикальном мире» я очень хорошо узнал все рекламные компании изнутри, их ошибки, потребности клиентов. Зачастую нас с Евгением Немовым — это мой боевой товарищ, с которым мы начинали, и остаемся партнерами по сей день — подставляли, отдавали самую грязную и сложную работу, так как мы были на аутсорсинге. В этих боях мы закалились, и я решил, что нужно попробовать себя в рекламе. Да и клиенты говорили: «Слушайте, у вас так клево получается монтировать, так откройте уже и собственное производство!»
![](http://savepic.ru/14536606.jpg)
![](http://savepic.ru/14509982.jpg)
Зарекся, что куплю од ин станок ибуду толькобаннеры печатать. Но попер такой шквал клиентов, что я не мог устоять: купил второй станок, третий. За эти 3,5 года мы настолько выросли в материальной базе, что ко мне пошли профессионалы из дизайна, полиграфии, сувенирной продукции, рекламных компаний. Сегодня в «Кляксе» уже чуть больше 40 человек, хотя начинали мы командой из восьми. Получилось собрать вокруг себя людей, которые кайфуют от того, что делают. Мы любим невыполнимые задачи — это подстегивает. Никто не смог, а мы сможем, и о нас потом скажут: «Все отказали — „Клякса“ выручила!».
Такие сотрудники — мечта владельца любого бизнеса. Чем вы их заманили?
Открою вам секрет, привлекать таких людей нужно точно не деньгами. Во-первых, я понимал, что им должно быть приятно приходить на работу, для этого мы обустроили свой офис, как нам хотелось. Во-вторых, каждый из нас осознает, насколько важно работать с качественным инструментом и материалами. Профессионалам никогда не должно быть стыдно за свою работу, поэтому я стараюсь контролировать, как мы справляемся с задачами клиентов. Если где-то вдруг есть наш недовольный клиент, пожалуйста, напишите мне в соцсетях. Я действительно хочу знать, если мы где-то вдруг начинаем падать в качестве.
Мы с Евгением приглашали профессионалов и говорил им: «Хотим делать круто! Дадим тебе лучший станок, лучшее оборудование, удобный график работы, прозрачную систему оплаты, но нам нужно, чтобы ты был бойцом: всегда был на связи, по звонку решал проблемы. И если вдруг клиент готов заплатить деньги, чтобы ты вышел на работу 9 мая, то ты не можешь отказать».
Иногда сотрудники все-таки уходят на офисную работу, но потом возвращаются через год-полтора и говорят, что в офисе потихоньку деградируют.
![](http://savepic.ru/14526363.jpg)
Подозреваю, что в таком активном темпе долго работать бывает сложно. Что вас стимулирует?
В рекламе — это момент азарта. Всегда получаю удовольствие от проектов, которые никому не под силу. В прошлом году нас попросили в Арктике, в Обской губе забрендировать терминал по перекачке нефти: «Московская контора отказалась, питерская тоже. Выручайте, через две недели прилетит Путин». То есть вокруг лед, высота 20-этажного здания, температура — −10 градусов. Вот какие задачи нравятся, а не «тоже самое, только с перламутровыми пуговицами». Сегодня тебе заказывают здание за четыре дня возвести, завтра — в поле арт-объект построить, а послезавтра — в Северном Ледовитом океане забрендировать месторождение. Скучать некогда.
Сколько времени уделяете работе?
Надеюсь, моя жена этого не прочитает. (смеется) Свободного времени практически нет, к сожалению. Но я четко понимаю, сколько мне еще осталось до идеальной компании. Если будем идти такими же темпами — два года — и я смогу себе позволить финансового управляющего. Введу систему контроля качества, чтобы на производстве все было максимально автоматизировано.
А пока у меня три энерго- и времязатратных приоритета: семья, бизнес и подготовка к соревнованиям Ironman. Два года назад я начал заниматься триатлоном и поставил себе цель пройти этот турнир: заплыв на 3,8 км, заезд на велосипеде на 180 км и марафонский забег — и все это без перерыва нужно пройти за 16 часов. «Полужелезную» дистанцию я уже преодолел, а в сентябре в Сочи буду участвовать в полноценной. Так что пока у меня каждый день кроме воскресенья подъем в 5:30-6:00 и тренировки. Может быть после соревнований удастся немного схалтурить с режимом дня. А пока стараюсь распределить время, чтобы хватало на семью, работу и достижение спортивной цели.
Зачем Ironman?
Люблю труднодостижимые цели. Также, как и в бизнесе, ставлю себе очень высокую планку, очень амбициозную. Понимаю, что путь труден, многие его до конца не пройдут, но зато на финише смогу смело сказать, что я смог.
Увлечение Ironman отчасти благодаря брату произошло. Два года назад он как-то предложил сходить «посмотреть на айронмена Бречалова», который как раз приехал в Тюмень, рассказывал о нем с восторгом. И мне захотелось, чтобы через три-четыре года он также говорил: «Пойдемте посмотрим на моего брата — это же айромен!»
Еще вы каждый год водружаете флаг на Мосту Влюбленных. Как возникла идея этого челленджа?
Теперь это уже целое посвящение для новых сотрудников. Ребята у меня бьются, кто будет в очередной раз водружать флаг на пешеходном мосту. А лет семь-восемь подряд я монтировал его сам.
Сначала незаконно. После первой попытки забраться на мост нас с тренером внизу ждал наряд милиции, пришлось даже в участке поторчать. Потом стали думать, как бы это делать законно, и решили повесить там кому-нибудь флаг. Руководство «Молодой гвардии» оценило идею, с тех пор делаем это каждый год.
![](http://savepic.ru/14484379.jpg)
Один из профилей компании — это праздничное оформление города. Какими проектами гордитесь?
Гордимся новогодним оформлением СДЮСШОР «Прибой», торгового центр «Магнат», уже лет пять оформляем торговый центр «О`кей». Как-то елку для Роснефти делали. Они пришли и сказали: «Будет конкурс, нам нужно победить. Вот вам примеры оформления — нам нужно что-то такое, только круче». Проект был очень трудный, но в итоге первое место получили.
По новогодним заказам нам однажды в мае позвонили с просьбой смонтировать новогоднее оформление в августе. Оказалось, что это Новый Уренгой, где в сентябре уже −20 градусов. Мы работали там 2,5 недели, смонтировали больше двух километров светодиодов, четыре тысячи лампочек и 11 сентября «зажгли» здание.
В прошлом году взяли нестандартный заказ: нужно было BMW 7 поднять на крышу ресторана «Счастье». Все им отказали, потому что машина стоила семь миллионов, а мы справились. У нас даже ролик в Интернете есть, как мы эту машину поднимаем.
Какие планы на будущее — развиваться в Тюмени или шагнуть в другие регионы?
Конечно, будем развиваться и в Тюмени. Сейчас задача запустить Дом рекламы — рекламное агентство полного цикла, где можно будет заказать все, от визитки или значка до полного брендирования бизнеса. Мы по Тюменской области и УрФО уже достаточно много проектов сделали, был проект в Москве, в конце года у нас два проекта в Сочи планируются.
Мне кажется, мы близимся к тому, что производственники у нас будут в почете. Это раньше было легко купить-продать, а сейчас все стремятся работать напрямую с производителем. Мы гордимся, что все делаем сами, и практически все на самом современном оборудовании. Некоторые наши станки не имеют аналогов в регионе. Во многом благодаря программе департамента инвестполитики.
И вообще мы решили, что будем покупать только самое лучшее, самое современное. Раньше было очень неприятно слышать пренебрежительные вопросы от заезжих маркетологов. А сейчас они порой говорят: «Ничего себе, даже в Москве редко такое найдешь!».
![](http://savepic.ru/14505882.jpg)
![](http://savepic.ru/14540701.jpg)
По-вашему, чего сейчас не хватает Тюмени?
Не хватает ярких красок, интересных решений, которые за границей есть в изобилии. Можно не придумывать, а начать хотя бы с того, чтобы просто брать и копировать эти решения.
Например, скамейки на набережной, велопарковки — они могут быть разными и нестандартными. Но этот креатив не должен идти сверху, когда администрация города заставляет делать велопарковки или тратит на это деньги. Можно начать с бизнеса, работающего в городе. Например, устроить конкурс территорий предприятий. Ведь есть же конкурс новогоднего оформления! Но должен быть такой приз, который даст возможность масштабировать лучшую идею. Победители должны понимать: если они действительно вложились, купили материалы, то проект будет реализован, и у них будет шанс отбить стоимость материалов и немного заработать. Либо нужны какие-то другие привилегии. Но это ни в коем случае не должен быть прямой заказ.
Может быть нужно каким-то примером показывать другим предприятиям, как облагородить свою территорию, украсить здание. Мы вот стараемся даже курилку сделать креативной. Столовую в офисе сделали в виде самолета — там воссоздана точная копия крыла реального самолета, фюзеляж, настоящие самолетные кресла. Мир может быть не только прямоугольным, серым и черным, его нужно менять, раскрашивать. И начинать нужно с себя, со своего двора, своего офиса.
С чего началось преображение вашего офиса?
Поскольку мы себя позиционируем как творческих ребят, значит в офисе у нас тоже все должно быть креативно. У нас есть пожарный спуск со второго на первый этаж, есть крыло самолета в столовой, есть потайная дверь-шкаф, пуфики в зоне отдыха, небо на потолке напечатано. Везде фотообои, которые мы изготавливаем — разные виды, от Венеции до сибирских пейзажей. Нет стандартных вешалок: в одной комнате одежду вешают на манекен, в другой на скелет рыбы. Сделать их было не сложно и не так уж дорого. Вешалку я мог бы купить в магазине за пять тысяч рублей, а ребята покреативили и сделали ее за семь тысяч. Всего две тысячи рублей разницы, зато я слышу в офисе «вау» минимум раз в неделю. Люди, кстати, к нам часто приезжают, фотографируют и удивляются: «Как у вас в промзоне, на окраине — и такой офис?!» На Тимофея Чаркова, 2, где асфальт не так давно появился!
![](http://savepic.ru/14514077.jpg)
Свой район тоже преображаете?
Меня всегда раздражало, что неправильно произносят название улицы, не знают, кто такой вообще Тимофей Чарков. Однажды меня это закусило, мы подняли информацию о Чаркове, узнали, почему улица в честь него названа, и повесили огромный плакат: «Вы находитесь на такой-то улице, она названа в честь такого-то человека, вот что он сделал для Тюмени и Тюменской области».
Пусть каждый начнет хотя бы с этого. Пусть предприятие напечатает и сделает стенд о том, кто такие Морис Торез, Валерия Гнаровская или Марите Мельникайте.
Рекламщики обычно идеями не делятся, но хотелось бы вам сделать что-нибудь значительное для города?
Мы не жадные на идеи — стараемся придумывать вещи, которые мало кто может повторить. Для выставки «Тюмень — наш дом», например, сделали скамейки в виде пешеходного моста и в форме сердец. Интересно делать объекты, которые будут радовать глаз. Не просто банальные скамейки, а что-то удивительное.
Хочется сделать какую-то большую архитектурную форму, и может быть даже подарить городу, чтобы все соцсети были завалены ее фотографиями. Надеюсь, когда-нибудь получится.
![](http://savepic.ru/14495647.jpg)
Что может стать главным брендом Тюмени, ее визитной карточкой?
Вот с этим проблема, и я пока не знаю, что посоветовать. И архитекторы к нам в Тюмень приезжали, и дизайнеры, и мы сами не раз думали над этим. Вот когда делали лавочки, я предупредил ребят: «Только не пешеходный мост!» В итоге — все равно он. Как ни пытайся, но пока нечего Тюмени показать. У нас есть вещи, которыми можно гордиться, но это не бренд — они не продают.
Это должно быть что-то хорошее, качественное и взрывное. Та же галочка «Я люблю Тюмень» никогда не станет таким объектом, потому что это растиражированная вещь.
А если брать регион в целом?
Я бы прославлял все-таки не нефть, не газ, а Сибирь, сибиряков, их характер — открытость, добродушие. Нужно говорить о том, что у нас большие просторы, мы открыты, мы трудолюбивы, мы здесь выживаем, и нам это в кайф!
Беседовала Любовь Фоминцева
Фотографии из архива Александра Андросова, Гульнары Сидоркиной
Интересное в рубрике:
История создания компании датируется 2011 годом, но де-факто она начала формироваться еще в 90-е годы. Это было уди...
Поисковик с более чем 20-летним стажем, один из основателей поискового движения в Тюменской области, он считае...
В июле 2016 года тюменский историк Егор Макаров издал книгу «Тюмень глазами русских и зарубежных литераторов»...
Вся ее рабочая биография связана с французским языком. Она много раз стажировалась во Франции и знает ее как...
Это с его легкой руки некогда лаконичные холлы огромного здания отеля наполнились артефактами и задышали уютом старой до...
Артем Бирюков — кандидат исторических наук, преподаватель кафедры отечественной истории ТюмГУ. А также создатель г...
Химик-биолог по образованию, много лет назад он по совету друга попал в студенческий театр и в итоге...
Он и не знает, что любители фотографии называют его «певцом Севера». Его главная любовь — Се...