Родился 21 марта 1940 года в п. Красногорский Марийской АССР. Трудовую деятельность начал в 1958 году в должности столяра мебельного цеха Илецкого деревообрабатывающего комбината. Марийской АССР.

В 1959 году поступил в Казанский авиационный институт. В 1962 году перешел в Краснокутское летное училище гражданского воздушного флота, после окончания, которого продолжил трудовую деятельность в аэропорту «Плеханово» города Тюмени, где прошел путь от 2-го пилота Ан-2 до заместителя командира авиахимической эскадрильи.

В 1967 году заочно окончил Казанский авиационный институт и получил специальность инженер-механик.

В 1971 году после окончания Кировоградской школы высшей летной подготовки был переведен в аэропорт «Рощино» города Тюмени, где продолжил летную работу в качестве 2-го пилота Ан-24, в 1974 году введен командиром корабля. В 1976 году получил инструкторский допуск и руководил стажировкой командиров этого типа самолетов.

В 1976 заочно закончил командный факультет Ленинградской академии гражданской авиации по специальности инженера-пилота.

В 1976 году, среди первых в СССР, приступил к освоению тяжелого транспортного самолета Ил-76. За участие в освоении нового типа самолета был присвоен первый класс пилота гражданской авиации.

С 1977 по 1984 год работал в качестве пилота-инспектора лётно-штурманского отдела Тюменского управления гражданской авиации. Руководил освоением самолета Ан-26 в Сургутском и Салехардском авиапредприятиях.

С 1984 по 1994 год продолжил работу в аэропорту «Рощино» в качестве командира корабля Ил-76. За это время освоил полеты на международных линиях.

В 1995 году перешел работать в авиакомпанию «Аэростан» города Казань в качестве пилота-инструктора самолета Ил-76, где руководил стажировкой казанских пилотов, осваивающих этот тип самолетов.

В 1995 году в качестве командира корабля Ил-76 находился в служебной командировке Объединенных Арабских Эмиратах для выполнения полетов с грузами в Афганистан. 3 августа 1995 года самолет с экипажем на борту был принужден истребителем афганского оппозиционного движения «Талибан» к вынужденной посадке в аэропорту города Кандагар. Более одного года вместе с экипажем самолета находился в плену. В результате подготовки экипажем плана захвата своего самолета под руководством командира корабля Ил-76 Шарпатова В.И. был совершен побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года №1225, за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, Шарпатову В.И. присвоено звание «Герой Российской Федерации».

До декабря 1997 года продолжил свою летную деятельность в авиакомпании «Аэростан». С 1998 года работал в качестве командира корабля Ил-76 в аэропорту «Рощино».

В 2002 году Шарпатов В.И. закончил свою трудовую деятельность и вышел на пенсию. Активно занимается общественной деятельностью и военно-патриотическим воспитанием молодежи, является членом:

- Российской ассоциации Героев;

- регионального координационного Совета «Боевое братство»;

- наблюдательного Совета Национального военного фонда;

- регионального Совета партии «Справедливая Россия»;

- совета клуба ветеранов города Тюмени и секции военно-патриотического воспитания;

- областного Совета РОСТО (ДОСААФ).

Избран депутатом Тюменской областной Думы пятого созыва 8 декабря 2011 года по единому избирательному округу от "Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тюменской области".

Шарпатов В.И. награжден знаком особого отличия - медалью «Золотая Звезда», а также многими ведомственными и общественными наградами.